Сайт о вольномыслии


Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер -8-

Энтузиазм начинает — мошенничество довершает. С религией получается то же, что с азартной игрой:
Начав дураком, кончить плутом.

Г-н Фрерэ. Это более чем справедливо, сударыня. Что с наибольшей вероятностью вытекает из хаоса сказаний о Христе, написанных против него иудеями и в защиту его христианами, так это то, что он был правоверный еврей, хотевший прославиться у своего народа подобно основателям сект рохабитов, ессеев, саддукеев, фарисеев, иродиан, иоаннитов, терапевтов и многих других мелких партий, существовавших в Сирии, которая была родиной фанатизма. Возможно, что он принял в свою партию несколько женщин, а также всех тех, кто хотел стать во главе секты, что он действительно допустил несколько неосторожных выступлений против властей и что он был за это жестоко наказан, приговорен к смертной казни. Но был ли он осужден в царствование Ирода Великого, как утверждают талмудисты, или при Ироде Тетрархе, как говорят евангелия, это совершенно безразлично. Доказано, что ученики его были очень невежественны, до тех пор пока не встретили в Александрии нескольких платоников, которые подкрепили бредни галилеянина бреднями Платона. В это время люди были без ума от демонов, злых духов, наваждений, одержимости, магии, подобно современным дикарям. Почти все болезни считались одержимостью злыми духами. Евреи с незапамятных времен хвастались тем, что умеют при помощи корня барат, поднесенного к носу больного, и нескольких слов, обращенных к Соломону, изгонять бесов. Юный Товия изгонял бесов дымом жарящейся рыбы. Вот происхождение чудес, которыми так хвастались галилеяне.

Язычники были достаточно фанатичны, дабы признать, что галилеяне могли совершать подобные подвиги, ибо они полагали, что сами могут делать не хуже. Они так же верили в магию, как и ученики Иисуса. Если некоторые больные исцелялись силами самой природы, они неизменно уверяли, что те избавились от головной боли при помощи их колдовства. Они говорили христианам: у вас есть прекрасные секреты и у нас тоже; вы лечите словами и мы тоже; у вас нет перед нами никакого преимущества.

Но когда галилеяне, привлекшие на свою сторону большое количество черни, принялись за проповеди против государственной религии, когда, после осуждения нетерпимости, они сами осмелились быть нетерпимыми; когда они захотели воздвигнуть свой новый фанатизм на развалинах фанатизма древнего, тогда римские священники и чиновники возненавидели их, тогда их заносчивость была укрощена. Что же они сделали? Они представили, как мы видели, тысячу сочинений в свою защиту; глупцы, они стали плутами, стали подделывателями, прибегли к самому недостойному обману, не имея возможности употребить другого оружия, до того времени, когда Константин, сделавшийся императором благодаря их деньгам, посадил их религию на трон. Тогда плуты стали кровопийцами. Смею вас уверить, что со времени Никейского собора и до восстания в Севеннах не прошло ни одного года, чтобы христианство не явилось причиной кровопролития.

Аббат. Ах, сударь, это сильно сказано.

Г-н Фрерэ. Нет, этим мало сказано. Перечитайте только «Церковную историю», вы увидите донатистов и их противников, обменивающихся палочными ударами; афанасиан и ариан, наполняющих убийствами Римскую империю из-за одной гласной. Вы увидите этих варваров-христиан, горько жалующихся на то, что мудрый император Юлиан запрещает им душить и истреблять друг друга. Посмотрите на этот ряд ужаснейших зверств; сколько граждан, умирающих в муках, сколько убитых государей, зажженных костров на ваших соборах; 12 миллионов невинных обитателей Нового Света убиты, как дикие звери в лесу, под предлогом, что они не хотели стать христианами; а в нашем полушарии одни христиане беспрерывно истребляют других — стариков, детей, матерей, жен, дочерей, издыхают толпами в крестовых походах против альбигойцев, в войнах с гуситами, в войнах с лютеранами, с кальвинистами, с анабаптистами; Варфоломеевская ночь, резня в Ирландии, в Пьемонте, в Севеннах, в то время как римский епископ, развалившись на мягком ложе, заставляет целовать себе ноги, в то время как 50 евнухов выводят перед ним свои трели для его развлечения. Бог свидетель, что это верное изображение действительности, и вы не осмелитесь возражать мне.

Аббат. Признаюсь, кое-что из этого справедливо, но, как говорил епископ Нуайонский, это не застольные темы. Обеды были бы слишком грустны, если бы разговор долго вращался около бедствий и ошибок рода человеческого. История церкви мешает пищеварению.

Граф. Дела ее мешали ему еще больше.

Аббат. Это вина не христианской религии, но тех, кто злоупотреблял ею.
читать дальше
____________________

1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 -10 -11 -12


Обсудить на форуме

Главная
О сайте

Статьи

  • Теология vs марксизм в современных вузах
  • О вере, атеизме и коммунизме
  • Про пусек
  • Разное

  • О сайте
  • Библиотека

  • Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
  • Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
  • Стихи

  • Безбожники. Ю. Визбор
  • Архив