Сайт о вольномыслии


О вере, атеизме и коммунизме

  • Авторы: Алиса Деева и Алексей Федорчук.
    Полный вариант статьи: О вере, атеизме и коммунизме

  • Сразу для определённости надо сказать, что авторы настоящей заметки — атеисты. Более того, они – антиклерикалы, и не приемлют религиозную инфраструктуру в любых её проявлениях. Тем не менее, они не ставят своей целью задеть чувства верующих любой конфессии. И сочинили эту заметку исключительно потому, что в наши дни чувства атеистов задеваются гораздо чаще, чем в самые-рассамые советские времена задевались чувства верующих. Более того, происходит откровенное, хотя внешне и не бросающееся в глаза, навязывание атеистам если не исповедания веры, то религиозной обрядности. Мы полагаем это неприемлемым, и, как показывают обсуждения, не одиноки в этом, причём наше мнение разделяется не только атеистами, но и верующими.

    Для начала попробуем определиться с терминологией. Под верой (или теизмом) мы понимаем веру в Бога или богов — в отличие от последователей монотеистических религий, мы не видим принципиальной разницы между верой в единого (а тем более триединого) Бога и верой в богов Олимпа или Асгарда. Атеисты же, напротив, — те, кто в гипотезе Бога не нуждается, как сказал в своё время Лаплас, излагая свою космогоническую концепцию. К атеизму в широком смысле примыкают агностики, к теизму — деисты.

    Как в теизме, так и в атеизме можно выделить два направления — конфессиональное, организованное в рамках некоей инфраструктуры (то, что обычно и называют собственно религией), и внеконфессиональное, таковую отрицающее. К конфессиональной вере будем применять именование конкретной конфессии, например, христианство вообще или православие в частности. Внеконфессиональная вера — это деизм, то есть признание существования Бога при отрицании какой-либо религиозной иерархии. Собственно атеизм в узком смысле слова — внеконфессионален по определению. Атеизм в рамках конфессии превращается в коммунизм, атеистический буддизм (некоторые направления Хинаяны), шаманизм, и так далее — атеистических конфессий в истории было не намного меньше, нежели теистических.

    Сейчас атеизм у многих прочно ассоциируется с большевизмом и коммунистической идеологией, иными словами — марксизмом. Но это абсолютно неправильно. Атеизм не имеет прямого отношения ни к Марксу с Энгельсом, ни, тем более, к большевикам с Дедушкой Лениным во главе. Напротив, коммунистов и атеистами-то назвать нельзя в полной мере.

    Времени не хватило большевизму для того, чтобы развиться в полноценную религию. Но все зачатки есть. Только ленивый не находил аналогии между Триединой Задачей Построения Коммунизма и Триединством Отца, Сына и Святаго Духа. И тот и другой постулат можно понять только достигнув высшей стадии духовного просветления. И мы лично знаем людей, которым это удавалось. Самое удивительное, что это одни и те же люди.

    Видимо, стоит только просветлиться в достаточной мере, как наступает легкость, дающая возможность постигать любые вещи, недоступные пониманию обычных суетных людей. И у Христиан и у Коммунистов есть идея светлого будущего, ради которого нужно (или желательно) принести в жертву бренное настоящее. И там и там есть пророки и святыни. Сложись бы обстоятельства по-другому, и вместо Дедушки Ленина, отдававшего всё лучшее детям, появился бы Дедушка Ленин, который ходил по воде, исцелял больных, оживлял мёртвых и кормил голодных. И коммунисты ему бы молились.

    Собственно, Дедушка Ленин и обещал накормить голодных — в светлом будущем, в отдалённой перспективе. А товарищ Сталин вместе с группой товарищей пошёл дальше — и стал оживлять мёртвых. Начав с самого Дедушки Ленина, объявив его Вечно Живым. Примеряли на роль Вечно Живого и Товарища Сталина — но этот вопрос оказался спорным, и послужил причиной раскола на коммунистов-антисталинистов и коммунистов-сталинистов.

    Нет, большевизм - это не атеизм, это религия, и он имел все атрибуты развитой религиозной инфраструктуры:
    • пророков-провозвестников, в лице Маркса и Энгельса;
    • святых — усопших Великих Вождей, напоминающих также, вплоть до деталей обожествлённых фараонов;
    • апостолов — вождей рангом поменьше;
    • молитвенную практику — виде партсобраний для воцерковленных коммунистов и политинформаций для широких народных масс.
    Вера в загробное воздаяние расщепилась на вполне земное светлое будущее всего человечества, правда, в отдалённой перспективе, и вполне земные кары за нарушение партийных заповедей. Правда, в отличие от большинства теистических направлений, светлое будущее было достижимо и в настоящем — для этого достаточно было быть причисленным к лику равноапостольных вождей, но об этом подробнее говорится в другой заметке .

    Именно вследствие своей религиозной природы коммунизм был так нетерпим к более старой религии, именно поэтому боролся с ней. Хотя далеко не со всякой — а в первую очередь с титульной религией первой в мире страны победившего социализма, и с конфессиями стран капиталистического окружения. В то же время идя на компромиссы с религиями стран — вероятных союзников в борьбе против последних, в первую очередь с исламом. Вплоть до признания ислама, в частности, течения карматов с их Красным знаменем, прямым предшественником коммунизма.

    Отметим, что под красным знаменем выступал и Бабек в восстании против Халифата — хотя он-то был скорее маздакитом. Правда, и к маздакизму было особое отношение. Не случайно в 60-е годы Морис Симашко написал роман «Маздак», персонаж-эпоним которого напрямую списан с Дедушки Ленина, вплоть до портретного сходства. И получился он у автора таким же добрым и ласковым… А в другом персонаже, Тахамтане («Железнотелый» — прозвище эпического Рустама древнеиранских преданий, донесённых до нас Фирдоуси в его «Шах-намэ») без труда узнаётся лучший друг советских пионеров и физкультурников. И вообще, как отметил один дед в цикле рассказов Георгия Фёдорова «Дневная поверхность», прослушав оперу «Иван Сусанин»:
    Сейчас много таких находят, которые ещё в старину за Советскую власть стояли…

    Тем не менее, временами коммунизм и с православием уживался вполне мирно, и, возможно, со временем эти две религии объединились бы. К этому и шло дело семимильными шагами в годы так называемого застоя, когда коммунизм начал взывать к христианским ценностям, а парторги различных рангов, не особенно стесняясь, крестили своих детей. Итог такого развития событий блестяще смоделирован Владимиром Войновичем в памфлете «Москва 2042».

    Поэтому ничего удивительного, что как только позиции коммунистов ослабли… точнее, они не ослабли, сами коммунисты в лице своих вождей отошли от коммунистической идеологии, променяв служебные «Волги» на личные «Мерседесы», светлое будущее — на чечевичную похлёбку валютных счетов, а идею интернационального братства — на великодержавный патриотизм с отчетливым националистическим оттенком.

    Так вот, как только это случилось, люди кинулись искать другую веру и нашли с удивительной лёгкостью. Причём, как уже было отмечено выше, это были те же самые люди.

    Большевики не создали класс атеистов и не могли создать. Атеистов в принципе не может быть много. К атеизму нельзя прийти - это так же сложно, как вытащить себя за волосы из болота. Атеистом нужно родиться. Хотя, думается, что этого недостаточно: чтобы стать атеистом, как сказали братья Стругацкие устами своего героя, Максима Камерера,
    …надо самому пройти через сумерки морали, чтобы понять наконец, и даже не просто понять, а вплавить в мировоззрение…

    мысль об отсутствии необходимости в гипотезе Бога. Хотя тех, кто атеистом рождён не был, эти «сумерки морали» как раз к Богу обычно и приводят.

    Для атеистов же после этого все рассуждения о Боге, христианских (и тем более специальных православных) ценностях просто теряют смысл.


    Обсудить на форуме

    Главная
    О сайте

    Статьи

  • Теология vs марксизм в современных вузах
  • О вере, атеизме и коммунизме
  • Про пусек
  • Разное

  • О сайте
  • Библиотека

  • Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
  • Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
  • Стихи

  • Безбожники. Ю. Визбор
  • Архив