Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер -1-
Беседа первая
Перед обедом
Аббат Куэ. Как? Неужели вы, г-н граф, полагаете, что философия столь же полезна роду человеческому, как апостольская, католическая, римская вера?
Граф де Буленвилье. Философия простирает свою власть над всем миром, а ваша церковь господствуй лишь над частью Европы, да и тут имеет немало врагов. Но вы должны сознаться, что философия в тысячу раз спасительнее, чем ваша религия, в том виде, в каком она существует с давних времен.
Аббат. Вы меня удивляете! Что же разумеете вы под философией?
Граф. Я разумею просвещенную любовь к мудрости, поддерживаемую любовью к вечному существу, вознаграждающему добродетель и наказывающему преступление.
Аббат. Ну, что ж! Не то же ли самое провозглашает наша религия?
Граф. Если это то самое, что вы провозглашаете, значит, мы оба придерживаемся одной и той же» точки зрения: я добрый католик, а вы хороший философ; остановимся же на этом; не будем бесчестить нашу святую, религиозную философию нелепостями, софизмами, оскорбляющими разум, необузданной алчностью к почестям и богатству, развращающей добродетель. Будем следовать лишь философской истине и умеренности, и тогда философия признает религию своей дочерью.
Аббат. С вашего позволения, эта речь немножко попахивает костром.
Граф. До тех пор, пока вы не перестанете угощать нас всякими глупостями и убеждать при помощи костров, вместо доводов разума, вы не будете иметь иных сторонников, кроме лицемеров и глупцов. Мнение одного мудреца, без сомнения, одерживает верх над выдумками мошенников и покорностью тысяч идиотов. Вы меня спрашивали, что я разумею под философией, в свою очередь я спрашиваю вас, что вы разумеете под религией?
Аббат. Мне бы понадобилось немало времени, чтобы объяснить вам все наши догматы.
Граф. Это уж немалый довод против вас: вам нужны толстые книги, а мне требуется всего четыре слова: «Служи богу, будь справедлив».
Аббат. Никогда наша религия не говорила обратного.
Граф. Желал бы не находить в ваших книгах противоположных мыслей. Но эти жестокие слова: «Убеди их прийти» (1), которыми так варварски злоупотребляют. А эти: «Не мир пришел я принести, но меч» (2), и эти еще: «А если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (3), и сотня подобных изречений, которые возмущают здравый смысл и чувство человечности.
Есть ли что-нибудь более жестокое и отвратительное, Чем эта проповедь: «Я говорю им притчами, чтобы они видя не видели, слыша не слышали и не разумели» (4). Неужели и этом выражается вечная мудрость и благость?
Бог всего мира, ставший человеком с целью просветить и облагодетельствовать всех людей, мог ли этот бог сказать: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (5), иначе говоря, в маленькую страну, имевшую самое большое 30 лье в окружности.
Возможно ли, что этот бог, которому заставляют платить подати, сказал, что его последователи не должны ничего платить, что цари берут подати лишь с посторонних, но что сыны божьи свободны от нее6.
Аббат. Эти речи, которые соблазняют вас, разъясняются в текстах совсем другого характера.
Граф. Праведное небо! Что это за бог, который нуждается в комментариях и которого беспрестанно заставляют говорить то за, то против? Что за законодатель, который ничего не написал? Что представляют собой эти четыре божественные книги? Дата написания их неизвестна, и авторы их, личность которых столь мало выяснена, противоречат себе на каждой странице.
Аббат. Все эти противоречия можно согласовать, говорю я вам. Но признайтесь по крайней мере, что вы совершенно довольны Нагорной проповедью.
читать дальше
______________________
1. Лука, XIV, 23.
2. Матфей, X, 34.
3. Там же, XVIII, 17.
4. Лука, VIII, 10.
5. Матфей, XV, 24.
6. Там же, XVII, 24- 26.
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -
8 -
9 -
10 -
11 -
12
Обсудить на форуме