Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер -6-Богословы поступили, как шарлатан, которого я однажды видел близ Нового моста на Школьной набережной; он показывал народу вечером петуха и несколько бутылок с бальзамом.. «Господа, — говорил он, — я сейчас отрежу голову моему петуху и воскрешу его через минуту в вашем присутствии, но прежде нужно, чтобы вы раскупили мои бутылки». Всегда находились люди, достаточно простодушные, которые их покупали. «Итак, я сейчас отрежу голову моему петуху, — продолжал шарлатан, — но так как уже поздно, а эта операция достойна того, чтобы ее проделать при свете дня, то отложим до завтра».
У двух членов Академии наук хватило любопытства и настойчивости прийти, чтобы посмотреть, как шарлатан ухитрился выйти из положения; эта комедия длилась восемь дней подряд, но комедия ожидания конца мира в христианстве длилась целых восемь веков. После этого, милостивый государь, продолжайте цитировать еврейские и христианские пророчества.
Г-н Фрерэ. Не советую вам говорить о чудесах Моисея людям, у которых уже обсохло молоко на губах. Если бы все эти невообразимые чудеса действительно имели место, египтяне сообщили бы о них в своих летописях. Память о стольких чудесных деяниях, ставящих в тупик природу, сохранилась бы у всех народов. Греки, которым были известны все легенды Египта и Сирии, рассказали бы об этих сверхъестественных событиях во всех концах света. Но ни один историк, ни греческий, ни сирийский, ни египетский, не говорит об этом ни слова. Иосиф Флавий, такой добрый патриот, такой упорный в своем иудействе, этот Иосиф, собравший столько свидетельств в доказательство древности своего народа, не мог найти ни одного, которое подтверждало бы десять казней египетских, переход посуху через середину моря и т. д.
Вы знаете, что автор Пятикнижия еще неизвестен; какой же разумный человек может поверить на слово какому-то иудею, будь то Ездра или кто другой, и допустить такие ужасные чудеса, неведомые всему остальному миру? Если бы даже все наши еврейские пророки рассказывали тысячу раз об этих странных событиях, даже тогда им нельзя было бы верить, но ни один из пророков не приводит слов «Пятикнижия» обо всей этой куче чудес, ни один не входит в подробности этих приключений. Объясните мне это молчание, как можете.
Подумайте, ведь должны быть достаточно серьезные причины, дабы произвести подобный переворот в природе. Какую причину, какой повод мог иметь иудейский бог? Для чего он это делал? Для того ли, чтобы наградить свой маленький народ? Чтобы дать ему плодородную землю? Почему же не отдал он им Египет, вместо того чтобы творить чудеса, большую часть которых, по вашим словам, с равным успехом умели проделывать колдуны фараона? Зачем нужно было ангелу-истребителю перерезать всех первенцев Египта и заставить умереть всех животных для того, чтобы израильтяне в числе 630 тысяч воинов могли убежать, как трусливые воры? Для чего было открывать им лоно Красного моря, чтобы они шли умирать с голоду в пустыне? Чувствуете вы чудовищность этой нелепой чепухи? У вас слишком много здравого смысла, чтобы принять ее и по-настоящему верить в христианскую религию, основанную на иудейских выдумках. Вы чувствуете смехотворность пошлого ответа, что нельзя спрашивать бога, нельзя испытывать бездн провидения. Нет, не следует спрашивать бога, почему он создал блох и пауков, ибо, зная, что блохи и пауки существуют, мы не можем знать, зачем они существуют, но мы совсем не так уверены, что Моисей превратил свой жезл в змею и наслал блох на египтян, хотя блохи были близко знакомы его народу; мы вовсе не спрашиваем бога, мы спрашиваем тех безумцев, которые заставляют говорить бога и приписывают ему все свои чудачества.
Графиня. Честное слово, г-н аббат, не советую вам говорить и о чудесах Иисуса. Неужели создатель мира сделался евреем, чтобы превращать воду в вино на свадьбе, где все были пьяны? (1) Неужели он мог быть перенесен дьяволом на гору, откуда были видны все царства земные?(2) Как мог он вселить бесов в тела 2 тысяч свиней в стране, где совсем не было свиней?(3) Мог ли он засушить смоковницу за то, что она не приносит смокв (4), когда еще не приспело время для них? Поверьте мне: эти чудеса не менее нелепы, чем Моисеевы. Признайтесь вслух, что вы обо всем этом думаете в глубине души?
Аббат. Сударыня, будьте хоть немного снисходительны к моей сутане; предоставьте мне заниматься моим ремеслом. Я, быть может, немного побит в вопросе о пророчествах и чудесах, но что касается мучеников, то мы знаем наверное, что они были, и Паскаль, патриарх Пор-Ройяля, сказал: «Я охотно верю историям, свидетели которых готовы дать себя зарезать».
читать дальше
______________________
1. Иоанн, II, 9
2. Матфей, IV, 8.
3. Там же, VIII, 32.
4. Марк, XI, 13.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 -6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
Обсудить на форуме
|
Главная
О сайте
Статьи
Теология vs марксизм в современных вузах
О вере, атеизме и коммунизме
Про пусек
Разное
О сайте
Библиотека
Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
Стихи
Безбожники. Ю. Визбор
Архив
|