Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер -12-
Граф. Мне кажется, что г-н Фрерэ достаточно подробно изложил, насколько религия может служить спасительной уздой. Я хочу попробовать доказать, что чистая религия бесконечно утешительнее вашей.
Вы говорите, что для благочестивых душ есть услада в иллюзиях. Я этому верю. Она есть также и в сумасшедших домах. Но зато какие мучения, когда душа просветится. В каких сомнениях, в каком отчаянии проводят свои печальные дни некоторые монахи. Вы были этому свидетелем и сами об этом рассказывали. Монастыри — места покаяния, но особенно для мужчин монастырь — это возрождение душевного разлада и желаний; монахи — добровольные каторжники, которые дерутся в то время, как им приходится вместе грести на галере; за исключением небольшого числа тех, кто действительно кается или приносит пользу. Но, в самом деле, не для того же бог создал мужчину и женщину на земле, чтобы они влачили свою жизнь в кельях, навсегда разлученные друг с другом? Неужели такова цель природы? Все кричат против монахов, а я о них сожалею. Большая часть их с самого детства навсегда пожертвовала своей свободой, по крайней мере восемьдесят из ста среди них сохнут в унынии. Так где же те великие утешения, которые религия дает человеку? Богатый монах, конечно, утешается, но деньгами, а не верой. Если он наслаждается некоторым счастьем, он получает его, только нарушив законы своего звания. Он счастлив только как мирянин, но не как духовное лицо. Отец семейства, разумный, покорный богу, преданный родине, окруженный детьми и друзьями, получает от бога в тысячу раз более ощутительные благодеяния.
К тому же все, что мы могли бы сказать в защиту ваших монахов, я могу с гораздо большим правом сказать о дервишах, марабутах, факирах и бонзах. Все они каются во сто раз ревностнее. Они подвергают себя гораздо более ужасным страданиям; и эти железные цепи, под тяжестью которых они сгибаются, эти руки, вечно вытянутые в одном положении, это ужасное умерщвление плоти еще ничего не значит в сравнении с молодыми индусками, сжигающими себя на кострах своих мужей в безумной надежде возродиться вместе с ними.
Так не хвалитесь же ни испытаниями, ни утешениями, даваемыми христианской религией.
Признайтесь вслух, что она ни в чем не может сравняться с разумным культом, который честное семейство воздает без суеверия высшему существу. Оставьте ваши кельи и монастыри. Оставьте ваши противоречивые и бесполезные таинства, предмет всеобщей насмешки, проповедуйте бога и нравственность, и я ручаюсь вам, что на земле будет больше добродетели и больше счастья.
Графиня. Я совершенно того же мнения.
Г-н Фрерэ. И я также, разумеется.
Аббат. Ну, уж раз нужно открыть вам мой секрет, то и я также.
______________________
1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 -10 -11 -12
Обсудить на форуме