Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер -5-Ваши римские католики простирают свою вселенскую экстравагантность до того, что говорят, будто они превращают этот кусок теста в бога при помощи нескольких латинских слов и что все крошки этого теста становятся тоже богами, творцами вселенной. Бродяга, сделавшись попом или монахом, прямо из объятий блудницы идет за 12 су, одевшись в скомороший наряд, бормотать на непонятном языке то, что вы называете обедней, махать тремя пальцами в воздухе, сгибаться и выпрямляться, вертеться направо и налево, взад и вперед и делать столько богов, сколько ему нравится, есть и пить их и затем отправить их в свой ночной горшок. И вы не признаете, что это самое чудовищное, самое смехотворное идолопоклонство, какое когда-либо позорило род человеческий? Нужно совсем превратиться в скота, чтобы вообразить себе, будто булку и красное вино можно превратить в бога. Вас, новые язычники, даже нельзя сравнить с древними, которые почитали Зевса Демиурга, повелителя богов и людей, и чтили второстепенных богов; знайте, что Церера, Помона и Флора стоят больше, чем ваша Урсула со своими 11 тысячами дев; и не жрецам Марии Магдалины смеяться над священниками Минервы.
Графиня. Г-н аббат, в лице г-на Фрерэ вы имеете опасного противника, зачем вы захотели, чтобы он говорил? Теперь пеняйте на себя.
Аббат. О! Сударыня, я привык к битвам; я не пугаюсь таких пустяков; я уже давно слышал все эти доводы против нашей матери, святой церкви.
Графиня. Честное слово, вы напоминаете некую герцогиню, которую один недовольный обозвал распутницей; она ему ответила: «Вот уже тридцать лет, как мне это повторяют, я бы хотела, чтобы говорили то же самое еще тридцать».
Аббат. Сударыня, острое слово еще ничего не доказывает.
Граф. Это справедливо, но острое слово не мешает быть правым.
Аббат. А какой довод можно противопоставить подлинности пророчеств, чудесам Моисея, чудесам Иисуса и мучеников?
Граф. Ах! Не советую вам говорить о пророчествах, с тех пор как даже маленькие мальчики и девочки знают, как за завтраком пророк Иезекииль кушал нечто такое, что даже неприлично назвать за обедом (1), с тех пор как им известны приключения Оголы и Оголивы (2), о которых неудобно говорить при дамах, с тех пор как они знают, что бог евреев приказал пророку Осии взять блудницу и народить от нее детей (3). Увы! Можно ли у этих несчастных найти что- либо, кроме чепухи и непристойностей.
Лучше бы ваши бедные богословы впредь перестали спорить с евреями о смысле изречений их пророков, о каких-нибудь нескольких еврейских строках из Амоса, Ионы, Аввакума, Иеремии; о нескольких словах Илии, вознесенного на небеса на огненной колеснице, каковой Илия, кстати сказать, никогда не существовал. Особенно они должны стыдиться пророчеств, вставленных в евангелия. Возможно ли, что еще находятся люди достаточно глупые и подлые, чтобы не чувствовать возмущения, когда Иисус предсказывает у Луки: «И будут знамения в луне и в звездах, и море восшумит и возмутится, люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную. Силы небесные поколеблются, и тогда увидят сына человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою... Истинно говорю вам, не прейдет род сей, как все это будет» (4).
Решительно невозможно найти предсказание более точное, более обстоятельное и более ложное. Нужно быть сумасшедшим, чтобы осмелиться утверждать, будто оно исполнилось и будто сын человеческий пришел на облаке с великой силой и славой. Как случилось, что Павел в своем послании к фессалоникийцам подтверждает это смехотворное предсказание другим, еще более нелепым? «Мы, оставшиеся в живых и говорящие с вами, будем также восхищены на облаках в сретение господу на воздухе...» (4)
Всякий мало-мальски образованный человек знает, что учение о конце мира и о возникновении мира нового есть миф, принятый почти у всех народов. Вы найдете это предание у Лукреция в IV книге. Вы его найдете в первой книге «Метаморфоз» Овидия. Гераклит, еще задолго до этого, сказал, что этот мир будет уничтожен огнем. Стоики также разделяли эту химеру. Полуевреи, полухристиане, сфабриковавшие евангелия, не преминули присвоить столь общепринятое учение и им воспользоваться. Но так как мир продолжал существовать, а Иисус и не думал являться в облаке со славой в I веке, они сказали, что это случится во II веке, затем они обещали это в III веке, и так из века в век эта странная идея все возобновлялась.
читать дальше
______________________
1. Иезекииль, IV, 12.
2. Там же, XXIII, 4.
3. Осия, 1,2; III, 1 и 2.
4. Лука, XXI, 25-2, 32.
5. I послание к фессалоникийцам, IV, 17.
1 - 2 - 3 - 4 -5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
Обсудить на форуме
|
Главная
О сайте
Статьи
Теология vs марксизм в современных вузах
О вере, атеизме и коммунизме
Про пусек
Разное
О сайте
Библиотека
Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
Стихи
Безбожники. Ю. Визбор
Архив
|