Важное исследование милорда Болингброка, написанное в конце 1736 г. Вольтер -2- 2. В книге Иисуса Навина сказано, что Второзаконие было написано на жертвеннике из цельных камней, обмазанных известковым раствором. Каким образом целая книга была написана на известковом растворе? Каким образом буквы ее не заплыли от крови, постоянно стекавшей по этому жертвеннику? И каким образом этот жертвенник, этот памятник Второзакония сохранился в стране, где иудеи так долго были в рабстве?..
3. Бесчисленные ошибки против географии и хронологии и противоречия Пятикнижия заставили многих евреев и христиан утверждать, что Пятикнижие не может принадлежать Моисею. Ученый Леклерк, куча теологов и даже наш великий Ньютон придерживались этого мнения: во всяком случае оно весьма правдоподобно.
4. Не достаточно ли простого здравого смысла для того, чтобы рассудить, что книга, начинающаяся словами: «Сии суть слова, которые говорил Моисей за Иорданом», — не что иное, как неловкая подделка, ибо та же книга утверждает, что Моисей никогда Иордан не переходил? Не смешон ли ответ Аббади, что «за Иорданом, по ту сторону Иордана» можно понимать как «по сю сторону Иордана»? И следует ли больше верить проповеднику, который умер сумасшедшим в Ирландии, чем Ньютону, который был одним из величайших людей всех времен?
Кроме того, я спрашиваю каждого разумного человека, правдоподобно ли, чтобы Моисей в пустыне давал заповеди еврейским царям, которые появились через столько веков после него, и возможно ли, чтобы в той же пустыне (1) он отвел 48 городов с полями при них только для левитов, кроме десятины, которую все остальные племена должны были им выплачивать? (2) Бесспорно, вполне естественно, что священники старались проглотить все; но совсем не естественно, чтобы им отдали 48 городов в небольшом округе, где в ту пору было не более двух деревень. Тогда понадобилось бы по крайней мере столько же городов для каждой из иудейских орд; общее число достигло бы, таким образом, 480 городов с полями при них. Иудеи именно так писали свою историю. Каждое слово в ней — смешное преувеличение, грубая ложь, нелепая басня (3).
Глава 2 О личности Моисея
Существовал ли Моисей? Все в его истории так чудесно, начиная с рождения и кончая смертью, что он кажется сказочной личностью, наподобие нашего волшебника Мерлина. Если он существовал, если он творил свои пресловутые страшные чудеса в Египте, то разве возможно, чтобы ни один египетский писатель не рассказал об этих чудесах, чтобы греки, эти любители чудесного, не упомянули о них ни единым словом? Иосиф Флавий, который, для того чтобы поднять престиж своей нации, изыскивает все свидетельства египетских авторов, говоривших об иудеях, не осмеливается назвать ни одного, кто упоминал бы о чудесах Моисея. Не является ли это всеобщее молчанье доказательством того, что Моисей — сказочная личность?
Если вы сколько-нибудь изучали историю древности, то вы знаете, что древние арабы сочинили несколько легенд, которые со временем распространились среди других народов. Они выдумали историю древнего Бахуса, которая, как полагают, гораздо древнее того времени, когда, как говорят евреи, появился их Моисей. Этот Бахус, или Вакх, рожденный в Аравии, писал свои законы двух каменных досках; его называли Мисем — имя, очень похожее на имя Моисей; его вытащили из воды в сундучке, и это имя означает «спасенный из воды»; у него была палочка, с помощью которой он творил чудеса; этот жезл, по его желанию, превращался в змея. Тот же Мисем перешел по суху Чермное море во главе своей армии; он разделил воды Оронта и Гидаспа и остановил их справа и слева; огненный столп светил его армии ночью.
________________________
1. Второзаконие. XIV.
2. Числа, XXXV.
3. Милорд Болингброк ограничился малым числом доказательств; если бы он захотел, то привел бы их более 200. Одно из самых неотразимых, по нашему мнению, доказывающих, что книги, приписываемые Моисею и Иисусу Навину, написаны во время царей, заключается в том, что в истории Иисуса Навина и в истории иудейских царей цитируется одна и та же книга. Это та книга, которую мы называем «Droiturier», а паписты — Книгой праведного или Книгой царя.
Когда автор Книги Иисуса [Навина] говорит о солнце, которое остановилось над Гаваоном, и о луне, которая остановилась над Аиалоном среди полудня, он ссылается на Книгу праведного (Иисус Навин, X, 13).
Когда автор хроник или Книги Царств говорит о псалме, сложенном Давидом на смерть Саула и сына его Ионафана, он опять-таки цитирует эту Книгу праведного (I книга Царств, I, 18).
Каким же образом, скажите, пожалуйста, одна и та же книга могла быть написана во времена, близкие к Моисею, и во времена Давида? Конечно, этот поразительный промах не ускользнул от лорда Болингброка; он говорит о нем и в другом месте. Истинное наслаждение видеть, как конфузится простодушный дом Кальме, который тщетно старается оправдать эту
несуразицу.
1 -2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12- 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24
Обсудить на форуме
|
Главная
О сайте
Статьи
Теология vs марксизм в современных вузах
О вере, атеизме и коммунизме
Про пусек
Разное
О сайте
Библиотека
Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
Стихи
Безбожники. Ю. Визбор
Архив
|