Важное исследование милорда Болингброка, написанное в конце 1736 г. Вольтер -5-
Вся прочая история выдержана в том же духе. Трудно решить, которая изумительнее: эта ли книга о Моисее или Пятикнижие. Оставляю решение этого вопроса тем, у кого больше свободного времени, нежели у меня. Но меня больше всего восхищают такие педанты, как Гроций, Аббади и даже аббат Уттвиль, долгое время бывший посредником откупщика налогов в Париже, а потом ставший секретарем того знаменитого кардинала Дюбуа, который при мне говорил, что вызывает всех кардиналов потягаться с ним в атеизме. Все они ломают себе голову, чтобы уверить людей (не веря в это сами), будто Пятикнижие написано Моисеем. Э, друзья мои! Что вы этим докажете? Что Моисей был сумасшедший? Во всяком случае, я бы отправил в бедлам (1) человека, который сегодня написал бы подобную нелепость.
Глава 8
О нравах иудеев при их мельхимах, или царьках, и при их первосвященниках до разрушения Иерусалима римлянами
Иудеи заводят царя, несмотря на первосвященника Самуила, делающего все возможное, чтобы сохранить власть, которую у него отнимают (2), у него даже хватает смелости заявить, что иметь царя — значит отречься от бога. Наконец, пастух, искавший овец, волею судеб избирается царем. Евреи в то время находились под игом ханаанеян; у них не было храма; их святыней был ящик, который ставился на тележку; ханаанеяне отняли у них этот ящик; бог, весьма этим рассерженный, все-таки позволил его отнять, но в отместку наслал на победителей геморрой, а на их поля — мышей. Победители успокоили его, отослав ему обратно его ящик с приложением пяти золотых мышей и пяти заднепроходных отверстий тоже из золота (3). Нет ни мщения, ни приношения более достойного бога иудеев. Он прощает ханаанеянам, но убивает 50070 своих людей за то, что они смотрели на его ящик.
В это-то прекрасное время иудеи и избирают Саула своим царем. В их маленькой стране не было ни меча, ни копья; ханаанеяне, или, иначе, филистимляне, не позволяли иудеям, своим рабам, самим оттачивать даже собственные сошники и топоры; они должны были ходить за этим к филистимлянским работникам; тем не менее нам рассказывают, что царь Саул (4) сразу же завел армию в 300 тысяч человек, с которой выиграл большое сражение (5). В книге о нашем Гулливере есть подобные сказки, но нет таких противоречий.
Этот Саул в другом сражении пощадил некоего царя Агага. Пророк Самуил является к нему от имени господа бога и спрашивает (6): «Почему ты не всех убил?» Потом он берет священный резак и рубит царя Агага в куски. Если такой поступок имел место на самом деле, то что за народ иудеи и что за священники его священники!
Саул, отверженный богом за то, что не самолично изрубил в куски царя Агага, своего пленника, идет, наконец, после смерти кроткого пророка Самуила сражаться с филистимлянами. Он запрашивает об исходе сражения женщину-волшебницу; известно, что волшебницы умеют вызывать мертвых. Она показывает Саулу тень Самуила, выходящую из земли. Однако все это относится только к прекрасной иудейской философии; вернемся к их морали.
Арфист, к которому предвечный почувствовал нежную привязанность, заставил помазать себя на царство еще при жизни Самуила; он восстает против своего повелителя; он собирает 400 несчастных, и, как говорит святое писание (7), «собрались к нему все притесненные и все должники, и все огорченные душою».
Это человек, угодный богу (8), потому-то первое, что он хочет сделать, — это убить арендатора по имени Навал, который отказал ему в контрибуции; он женится на его вдове; он имеет 18 жен, не считая наложниц (9); он убегает к царю Анхусу, врагу своей страны; тот хорошо его принимает; в благодарность он опустошает селения союзников Анхуса, убивает всех, не щадя и грудных детей, как издавна велит иудейский бог, и при этом убеждает царя Анхуса, что он нападает на иудейские деревни. Нужно признаться, что наши разбойники на больших дорогах менее виновны в глазах людей; но пути иудейского бога — не наши пути.
__________________________
1. Бедлам — дом умалишенных в Лондоне.
2. книга Царств, VIII.
3. Там же, VI.
4. Там же, XIII.
5. Там же, XI.
6. Там же, XV.
7. Там же, XXII.
8. Там же, XXV.
9. Там же, XXVII.
1 -
2 -
3 -
4 -5 -
6 -
7 -
8 -
9 -
10 -
11 -
12-
13 -
14 -
15 -
16 -
17 -
18 -
19 -
20 -
21 -
22 -
23 -
24
Обсудить на форуме