Сайт о вольномыслии


Важное исследование милорда Болингброка, написанное в конце 1736 г. Вольтер -20-

Вообще христианство в первые века делало великие дела. Св. Иоанн, например, похороненный в Эфесе, все время ворочался в своей могиле; это весьма полезное чудо длилось до времен епископа Гиппонского Августина (1). В предсказаниях, в изгнаниях бесов никогда не было недостатка; об этом свидетельствует даже Лукиан. Вот как он прославляет истину в главе о смерти христианина Перегрина, сжегшего себя из хвастовства: «Если ловкий фокусник станет христианином, он наверняка составит себе состояние за счет дураков-фанатиков, с которыми он имеет дело».

Христиане ежедневно творили чудеса, о которых никто из римлян никогда ничего не слыхал. Чудеса Григория-чудотворца в самом деле достойны этого наименования. Во-первых, прекрасный старик сходит с неба, чтобы продиктовать катехизис, которому Григорий должен учить людей. Попутно чудотворец пишет письмо дьяволу. Письмо доходит по адресу, и дьявол не упускает случая выполнить все, что Григорий ему приказывает.

Два брата поспорили из-за пруда; Григорий осушает пруд и заставляет его исчезнуть, чтобы прекратить ссору. Он встречает угольщика и делает его епископом. Видимо, с этого времени вера угольщика вошла в поговорку (2). Но это не такое большое чудо; я в своих путешествиях встречал епископов, которые знали не больше, чем угольщик Григория. Более редкое чудо то, что однажды язычники гнались за Григорием и его дьяконом, чтобы расправиться с ними; но тут они оба превратились в деревья. Этот чудотворец был настоящий Протей. Но как назвать тех, кто написал эти глупости, и как случилось, что Флери переписал их в своей церковной истории? Возможно ли, чтобы человек, не лишенный некоторого здравого смысла, удовлетворительно рассуждавший по другим вопросам, серьезно рассказывал о том, что бог сделал безумной старуху, чтобы помешать раскрыть местопребывание св, Феликса Нольского во время гонений (3).

Мне скажут, что Флери ограничился переписыванием, а я отвечу, что не надо было переписывать глупостей, оскорбительных для божества, и что ежели он переписал их, не веря в них, то он виновен, а ежели он в них верил, то он дурак.

Глава 35

Заключительная глава о папских захватах (4)


Очень печально было положение Европы после нашествия варваров. Только время Теодориха и Карла Великого было отмечено некоторыми хорошими законами, да и то Карл Великий, будучи наполовину франком, наполовину германцем, совершал такие варварские поступки, которыми в наши дни не решился бы себя запятнать ни один властитель. Только подлые писатели римской секты могут хвалить этого государя за то, что он перебил половину саксонцев, чтобы обратить в христианскую веру другую половину.

Римские епископы, когда пришла в упадок семья Карла Великого,
стали пытаться присвоить себе государственную власть и уподобиться калифам, соединяющим права на трон и на алтарь. Распри государей и невежество народов вскоре помогли их предприятию. Римский епископ Григорий VII с особенной наглостью объявил об этих дерзких притязаниях. По счастью для нас, Вильгельм Нормандский, захвативший наш трон, не делая более различия между славой нашей нации и своей собственной, обуздал наглость Григория VII и на некоторое время воспрепятствовал тому, чтобы мы платили «денье святого Петра», которое мы сначала давали как милостыню и которое римские епископы потребовали как дань.

__________________________

1. Августин, т. III, стр. 189.
2. Игра слов: foi de charbonnier — слепая вера; буквально — вера угольщика. — Ред.
3. Смотрите эти чудеса в VI и VII книгах Флери. Еще лучше смотрите собрание чудес, совершенных св. Медаром в Париже, поднесенное французскому королю Людовику XIV неким Карре де Монжероном, советником парижского парламента. Бесноватые сотворили или видели более тысячи чудес. Разве Фатио и Доде не утверждали, что они воскресили у нас мертвеца в 1707 г.? Разве Римская курия не канонизирует постоянно за деньги святых, над чудесами которых она смеется? А сколько чудес творили наши монахи, пока при Генрихе VIII не выставили на площади все инструменты, с помощью которых они совершали свои мерзкие обманы?
4. Милорд не говорит здесь о папской тирании. Григорий, прозванный Великим, особенно отличался тем, что сжигал всех латинских авторов, каких только мог найти. Сохранилось его письмо к епископу Кальяри, в котором он ему пишет: «Я хочу, чтобы всех язычников Сардинии принудили креститься».


1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 -10 -11 -12-13 -14 -15 -16 -17 -18 -19 -20 -21 -22 -23 -24


Обсудить на форуме

Главная
О сайте

Статьи

  • Теология vs марксизм в современных вузах
  • О вере, атеизме и коммунизме
  • Про пусек
  • Разное

  • О сайте
  • Библиотека

  • Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
  • Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
  • Стихи

  • Безбожники. Ю. Визбор
  • Архив