Важное исследование милорда Болингброка, написанное в конце 1736 г. Вольтер -10- Он ужинает у девок, потом у таможенных досмотрщиков, а между тем в его истории говорится, что он считал этих таможенных досмотрщиков, этих мытарей мерзкими людьми. Он входит в храм, т. е. в ограду, за которой жили священники, во двор, где закон разрешал мелким торговцам продавать приносящим жертвы кур, голубей и ягнят. Он берет длинный бич, хлещет им торговцев по плечам, выгоняет ударами бича их самих, их кур, их голубей, их баранов и даже их волов, швыряет их деньги на землю — и ему разрешают все это проделать! И если верить книге, приписываемой Иоанну, иудеи довольствуются тем, что просят его совершить чудо в доказательство его права поднимать такой шум в таком почтенном месте.
То, что 30 или 40 торговцев позволили одному человеку себя высечь и, ни слова ни говоря, потеряли свои деньги, — само по себе очень большое чудо. Во всем «Дон Кихоте» нет ничего, что приближалось бы к подобной нелепости. Но, вместо того чтобы совершить чудо, о котором его просят, Иисус довольствуется тем, что говорит: «Разрушьте этот храм, и я отстрою его за три дня». Евреи, по словам Иоанна, отвечают: «Сорок шесть лет понадобилось, чтобы построить этот храм, как же ты за три дня отстроишь его?»
Совершенно неверно, что Ирод потратил 46 лет на строительство Иерусалимского храма. Евреи не могли ответить такую неправду. Скажем мимоходом, это ясно показывает, что авторами евангелий были совершенно неосведомленные люди.
После этого потешного приключения авторы евангелий отправляют Иисуса проповедовать по деревням. Какие же речи они заставляют его произносить? Он сравнивает царство небесное с горчичным зерном, с кусочком закваски, замешенной в трех мерах муки, с неводом, которым вытаскивают хорошую и дурную рыбу, с царем, который режет домашнюю птицу для свадьбы своего сына и посылает слуг звать соседей на пир. Соседи убивают явившихся пригласить их к обеду; царь убивает тех, кто убил его людей, и сжигает их города, потом посылает на распутья больших дорог за нищими, чтобы привести их к нему обедать.
Среди обедающих он замечает бедняка, на котором не было соответствующей одежды; вместо того чтобы дать ему эту одежду, он приказывает бросить бедняка в темницу. Вот что такое царство небесное по Матфею.
В других проповедях царство небесное постоянно уподобляется ростовщику, непременно желающему получить сто на сто. Признайтесь, что наш архиепископ Тиллотсон проповедует в ином духе.
Чем кончается история Иисуса? Тем, что приключилось в нашей стране, да и во всем мире, с немалым числом людей, которые желали поднять чернь, не будучи при этом достаточно ловки ни для того, чтобы вооружить эту чернь, ни для того, чтобы заручиться могущественными покровителями; большинство из них кончает на виселице. Иисус тоже был повешен за то, что называл вышестоящих порождениями ехидны и гробами повапленными. Он был казнен публично, зато воскрес втайне, Затем он поднялся на небо в присутствии 24 учеников (2) хотя никто другой в целой Иудее не увидел, как он поднимается в облака; между тем это было очень нетрудно увидеть, да и всему миру это было бы в новинку!
Наш символ веры, который паписты называют credo(3), символ, приписываемый апостолам и, очевидно, сфабрикованный лет через 400 после этих апостолов, учит нас, что Иисус, прежде чем подняться в небо, отправился прогуляться по аду. Заметьте, что в евангелиях об этом не говорится ни слова, а между тем это — один из главных догматов веры поклоняющихся кресту; человек — не христианин, если не верит, что Иисус ходил в ад.
________________________________
1. Святой Хризостом Златоуст уверяет, что это было лучшее вино из всех, которые когда-либо приходилось пить; и многие отцы церкви утверждали, что это вино означало кровь Христа в причастии. О, безумие суеверия, в какую бездну нелепостей ты нас погрузило!
2. Подняться в небо перпендикулярно! Почему не по горизонтали? Подняться — это противно законам тяготения. Он мог бы пронестись вдоль горизонта и отправиться на Меркурий или на Венеру, на Марс, на Юпитер, на Сатурн, на какую-нибудь звезду, на Луну, если одно из этих светил в то время садилось. Какая глупость самые эти слова: поднялся на небо, спустился с неба! Как будто мы — центр всех миров, как будто наша Земля — не одна из планет, кружащихся в пространстве вокруг бесчисленных солнц, входящих в состав той вселенной, которую мы так неуместно называем небом.
3. Верую (лат .)—Ред.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 -10 - 11 - 12- 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24
Обсудить на форуме
|
Главная
О сайте
Статьи
Теология vs марксизм в современных вузах
О вере, атеизме и коммунизме
Про пусек
Разное
О сайте
Библиотека
Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
Стихи
Безбожники. Ю. Визбор
Архив
|