Сайт о вольномыслии


Важное исследование милорда Болингброка, написанное в конце 1736 г. Вольтер -8-

Глава 10

О личности Христа


Иисус родился в то время, когда фанатизм еще преобладал, но выглядел несколько приличнее. Длительные взаимоотношения с греками и римлянами привили народным вождям менее дикие, менее грубые нравы. Но чернь, как всегда неисправимая, сохраняла свой дух одержимости. Несколько иудеев, терпя угнетение от сирийских царей и от римлян, вообразили, что их бог пошлет им когда-нибудь освободителя, мессию. Это ожидание, казалось бы, естественно сбылось, когда появился Ирод. Он был иудейским царем, он был союзником римлян, он восстановил храм, архитектура которого намного превзошла архитектуру храма Соломона, потому что Ирод засыпал пропасть, над которой было воздвигнуто это здание. Народ не стонал больше под владычеством иноземцев; он не платил налогов никому, кроме собственного монарха; иудейский культ процветал, старые законы почитались; Иерусалим, надо в этом признаться, достиг поры своего величайшего блеска.

Праздность и суеверие породили несколько крамольных партий или религиозных обществ — садуккеев, фарисеев, ессеев, иудаитов, терапевтов, иоаннитов, или учеников Иоанна, вроде того как паписты имеют квиетистов, янсенистов, якобинцев и кордельеров. Но никто в то время не говорил об ожидании мессии. Ни Иосиф Флавий, ни Филон, вникавшие в мельчайшие подробности иудейской истории, не говорят, чтобы в то время обольщались ожиданием Христа, помазанника, освободителя, искупителя, в котором тогда меньше всего нуждались; если кто и был всем этим, то только Ирод. В самом деле, существовала партия, секта, которая называлась «иродисты» и которая признавала Ирода божьим посланцем (1).

Во все времена этот народ давал имя помазанника, мессии, Христа любому, кто делал ему немного добра; иногда он давал это имя своим первосвященникам, иногда — чужеземным царям. Иудей, придумавший бредни Исайи, заставляет его, из низкой лести, достойной пленного иудея, говорить: «Так сказал предвечный Киру, своему помазаннику, своему мессии, правую руку которого я взял, чтобы уничтожать народы перед ним». IV книга Царств называет негодяя Иегу помазанником, мессией. Пророк объявляет Азаилу, царю Дамаска, что он мессия и помазанник всевышнего. Иезекииль говорит царю Тирскому: «Ты херувим, помазанник, мессия, печать совершенства». Если бы этот царь тирский знал, что в Иудее ему дают такие титулы, то от него самого зависело бы объявить себя чем-то вроде бога: у него на это было очевидное право, если допустить, что Иезекииль был вдохновен свыше. Евангелисты таких вещей об Иисусе не говорили.

Как бы то ни было, несомненно, что ни один иудей не ожидал, не желал и не провозглашал помазанника, мессию во времена Ирода великого, при котором, как говорят, родился Иисус. Когда, после смерти Ирода великого, Иудея стала управляться как римская провинция и когда римляне
назначили другого Ирода тетрархом Галилеи — маленького варварского округа, — несколько фанатиков начали мутить чернь главным образом в этой самой Галилее, где жили самые невежественные иудеи. Именно так нищий крестьянин Фокс в наше время организовал секту квакеров среди крестьян одной из наших провинций. Первым, основавшим во Франции кальвинистскую церковь, был чесальщик шерсти по имени Жан Леклерк. Точно так же Мюнцер, Ян Лейденский и другие основали анабаптизм среди черни в некоторых округах Германии.

Я видел, как во Франции исступленные фанатики организовали маленькую секту конвульсионеров среди сброда одного из парижских предместий. Все сектанты во всем мире начинают именно так. Большей частью это нищие, которые кричат против правительства и кончают или лидерами партий, или на виселице. Иисус был повешен в Иерусалиме, не будучи помазан. Иоанн Креститель еще раньше был там приговорен к смертной казни. У обоих среди подонков народа оставались ученики.

_____________________

1. Секта иродистов просуществовала недолго. Титул посланца божьего иудеи давали без различия каждому, сделавшему им добро, будь то араб Ирод, или Иуда Маккавей, или персидские цари, или вавилоняне. Римские иудеи праздновали день Ирода до самого воцарения Нерона. Персий говорит именно об этом:
Herodis vonere dies, unctaque fenestra
Disposilae pinguom nebulam vomuere lucernae
Fumet alba fidelia vino.

А когда пришли дни Ирода и светильники, расположенные на обмазанном окне, изрыгнули жирное облако... наполняется вином белый сосуд (лат.). — Peg.


1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 -10 -11 -12-13 -14 -15 -16 -17 -18 -19 -20 -21 -22 -23 -24


Обсудить на форуме

Главная
О сайте

Статьи

  • Теология vs марксизм в современных вузах
  • О вере, атеизме и коммунизме
  • Про пусек
  • Разное

  • О сайте
  • Библиотека

  • Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
  • Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
  • Стихи

  • Безбожники. Ю. Визбор
  • Архив