Важное исследование милорда Болингброка, написанное в конце 1736 г. Вольтер -11- Кто же первый выдумал это путешествие? Это сделал Афанасий, лет 350 спустя. В своем трактате против Аполлинария по поводу воплощения господня он говорит, что душа Иисуса спускалась в ад, пока его тело находилось в гробу. Эти слова заслуживают внимания и показывают, с какой проницательностью и с какой мудростью Афанасий рассуждал. Вот его подлинные слова:
«Следовало, чтобы, после смерти его, разные его части выполняли разные функции; чтобы его тело покоилось в гробу, дабы уничтожить разложение, а душа отправилась в ад, дабы победить смерть».
Африканец Августин соглашается с Афанасием в письме, которое он пишет Эводу: «Guis ergo nisi infidelis negaverit fuisse apud inferos Christum?» (1) Иероним, его современник, был примерно того же мнения; и именно во времена Августина и Иеронима был сочинен этот символ, это «credo», которое невежды считают апостольским (2).
Так создаются воззрения, верования, секты. Но как эти отвратительные нелепости сумели внушить веру? Как сумели они опрокинуть нелепости греков и римлян, а затем и империю? Как сумели они вызвать столько несчастий, гражданских войн, зажечь столько костров и пролить столько крови? Это мы попробуем выяснить.
Глава 13 Об евангелиях
Через некоторое время после Веспасиана, когда полуиудейские, полухристианские общины незаметно сформировались в городских низах Иерусалима, Антиохии, Ефеса, Коринфа, Александрии, каждая из этих маленьких паств пожелала иметь свое евангелие. Всего евангелий насчитывали пятьдесят, на самом деле их было гораздо больше. Все они, как известно, противоречат друг другу, да это и не могло быть иначе, потому что каждое из них фабриковалось в другом месте. Все единогласны только в том, что Иисус был сыном Марии, или Мириам, и что он был повешен; и все они приписывают ему столько же чудес, сколько их есть в «Метаморфозах» Овидия.
Лука создает ему генеалогию, совершенно непохожую на ту, которую сфабриковал Матфей; но ни один из них не думает о том, чтобы проследить генеалогию Марии, в материнстве которой все они убеждены. Энтузиаст Паскаль восклицает: «Это не делалось по уговору!» Конечно, нет, каждый писал свои нелепости, как хотел, для своей маленькой общины. Потому и получилось, что один евангелист утверждает, будто маленький Иисус воспитывался в Египте; другой говорит, что он воспитывался только в Вифлееме; этот отправляет его в Иерусалим один раз, тот — три раза. Один приводит трех волхвов, которых мы называем тремя царями, вслед за новой звездой и заставляет первого Ирода, который в то время был близок к кончине, перебить всех младенцев страны (3). Другой обходит молчанием и звезду, и волхвов, и избиение младенцев.
Наконец, для того чтобы объяснить все эти противоречия, пришлось привести их к согласованию; но это согласование еще меньше согласовывает то, что хотели согласовать. Почти все евангелия, которые христиане распространяли только среди своей маленькой общины, были, очевидно, сфабрикованы после взятия Иерусалима; разительное доказательство тому мы находим в евангелии, приписываемом Матфею. Оно вкладывает в уста Иисуса следующие слова, обращенные к иудеям: «Да падет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником».
Подделыватель всегда невольно обнаруживает себя в чем-нибудь. Был, во время осады Иерусалима, некто Захария, сын некоего Варахия, убитый между храмом и жертвенником партией ревнителей. Так легко обнаруживается подделка. Но, для того чтобы раскрыть ее в то время, надо было прочесть всю Библию.
____________________________
1. Итак, кто, кроме неверного, станет отрицать, что Христос был в преисподней? (лат.). — Ред.
2. Вы ясно видите, читатель, что вначале люди не решались выдумывать столько возмутительных фикций. Некоторые приверженцы иудея Иисуса поначалу довольствовались утверждением, что это был добродетельный человек, несправедливо распятый подобно тому, как впоследствии мы и другие христиане убили стольких добродетельных людей. Потом осмелели: уже дерзают писать, что бог воскресил его. Вскоре после этого уже начинают творить легенду. Один полагает, что он отправился на небо и в ад, другой говорит, что он придет судить живых и мертвых в долине Иосафата; наконец, из него делают бога. Трех богов. Софизм доводят до утверждения, что эти трое богов — один. Из этих троих богов одного едят и пьют; его выделяют в моче и в кале. Тех, кто отрицает все эти гадости, преследуют, жгут, колесуют — все для того, чтобы такой-то и такой-то получали в Англии десятитысячную ренту, а в других странах — еще гораздо больше.
3. Избиение младенцев — это, разумеется, верх нелепости, так же, как сказка о трех волхвах, ведомых звездой. Каким образом Ирод, который тогда умирал, мог опасаться, что сын плотника, родившийся в деревне, лишит его трона? Ирод получил трон от римлян. Следовательно, этот ребенок должен был бы объявить войну Римской империи. Может ли подобное опасение прийти в голову человеку, который не окончательно сошел с ума? Можно ли пичкать человеческую доверчивость глупостями, которые бесконечно ниже, чем сказки о Роберте-дьяволе и Жане Парижском! До чего же жалок род человеческий, если так можно им управлять?
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -11 - 12- 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24
Обсудить на форуме
|
Главная
О сайте
Статьи
Теология vs марксизм в современных вузах
О вере, атеизме и коммунизме
Про пусек
Разное
О сайте
Библиотека
Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
Стихи
Безбожники. Ю. Визбор
Архив
|