Сайт о вольномыслии


Важное исследование милорда Болингброка, написанное в конце 1736 г. Вольтер -13-

Наконец, выбрали четыре евангелия. Главным аргументом, согласно св. Иринею, послужило то, что существует только четыре ветра, что бог сидит на херувимах, а херувимы имеют четыре формы. Святой Жером, или Иероним, в предисловии к евангелию от Марка присовокупляет к четырем ветрам и к четырем животным четыре кольца, бывшие на палках, на которых несли ящик, называемый ковчегом завета.

Феофил Антиохийский доказывает, что так как Лазарь был мертв четыре дня, то, следовательно, нельзя допустить больше четырех евангелий. Св. Киприан доказывает то же с помощью четырех рек, орошавших рай. Надо было быть очень нечестивым, чтобы не уступить таким аргументам.

Но, прежде чем было отдано некоторое предпочтение этим четырем евангелиям, отцы церкви в течение первых двух веков цитировали почти исключительно те евангелия, которые сейчас называют апокрифическими. И это неопровержимо доказывает, что наши четыре евангелия не созданы теми, кому их приписывают.

Я хотел бы, чтобы они были написаны ими: я хотел бы, например, чтобы Лука был автором того евангелия, которое существует под его именем. Я сказал бы Луке: «Как ты смеешь утверждать, что Иисус родился в правление Квирения, или Квириния, когда доказано, что Квириний правил Сирией десять лет спустя? Как у тебя хватает бесстыдства говорить, что Август приказал сделать перепись всей земли и что Мария поехала в Вифлеем, чтобы пройти перепись? Перепись всей земли! Что за выражение! Ты слышал, что у Августа была книга, в которой были записи о вооруженных силах Римской империи и ее финансах, но переписать всех римских подданных — вот уж о чем он никогда не думал! И еще меньше он думал о переписи всей земли. Ни один римский, греческий или варварский писатель никогда не изрекал такой нелепости. Вот ты сам себя убедил в такой безмерной лжи — а другим придется поклоняться твоей книге!»

Но кто же сфабриковал эти четыре евангелия? Да наиболее вероятно, что это сделали христиане-эллинисты, судя по тому, что Ветхий завет они всегда цитируют по переводу семидесяти, который был неизвестен в Иудее. Апостолы точно так же не знали греческого языка, как и Иисус Христос. Как могли бы они цитировать перевод семидесяти? Только чудо троицына дня могло бы научить греческому языку невежественных иудеев.

Какая куча противоречий и обманов осталась в этих четырех евангелиях! А ведь достаточно было бы и одного, чтобы все поняли, что эта книга порождена невежеством.

Да если бы была только та сказка, которую мы находим у Луки, будто Иисус родился в правление Квириния, когда Август велел сделать перепись всей земли, — разве не достаточно было бы одной этой фальшивки, чтобы с презрением отбросить книгу? Во-первых, не было никакой переписи и ни один автор о ней не говорит. Во-вторых, Квириний управлял Сирией только через 10 лет после рождения Иисуса. Сколько в евангелиях слов, столько же и ошибок. И вот каким образом добиваешься успеха у народа!

Глава 15

О ложных цитатах и ложных предсказаниях, содержащихся в евангелиях


Чтобы ободрить первых прозелитов христианской веры, полезно было цитировать старые пророчества и делать из них новые. Итак, в евангелиях стали напропалую цитировать старинные пророчества. Матфей, или тот, кто принял его имя, говорит: «Иосиф поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что он назареем наречется» (1). Ни один пророк не произносил этих слов, так что Матфей говорил наобум. Лука решается сказать в главе XXI: «И будут знамения в солнце и луне и звездах; ...и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят сына человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою... Истинно говорю вам, не прейдет род сей, как все это будет».

Род сей прешел, а если ничего из предсказанного не сбылось, то я не виноват. Павел говорит фессалоникийцам примерно то же самое: «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение господу на воздухе, и так всегда с господом будем» (2).

__________________________

1 Матфей, II
2. I послание к фессалоникийцам, IV 17


1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 -10 -11 -12-13 -14 -15 -16 -17 -18 -19 -20 -21 -22 -23 -24


Обсудить на форуме

Главная
О сайте

Статьи

  • Теология vs марксизм в современных вузах
  • О вере, атеизме и коммунизме
  • Про пусек
  • Разное

  • О сайте
  • Библиотека

  • Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
  • Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
  • Стихи

  • Безбожники. Ю. Визбор
  • Архив