Важное исследование милорда Болингброка, написанное в конце 1736 г. Вольтер -15-
Люди не знали, чему верить; ни один точный догмат еще не был установлен. Иисус Христос никогда ничего не писал. Довольно странным законодателем был этот человек, рукою которого не написано ни единого слова. Значит, нужно было все написать за него: и все занялись этими благовествованиями, евангелиями, деяниями, о которых мы уже говорили, и превратили весь Ветхий завет в аллегорию Нового. Неудивительно, что новообращенные, загипнотизированные теми, кто хотел создать новую партию, дали себя соблазнить этими образами, которые всегда нравятся народу. И этот метод более всего другого способствовал пропаганде христианства, которое тайно распространялось по всей Римской империи, в то время как римские магистраты почти не удостаивали его своим вниманием.
Забавная и дурацкая выдумка — сделать из истории кучки оборванцев прообраз и предвестие всего, что должно было произойти с человечеством на протяжении веков.
Глава 18
О фальсификациях и подложных книгах
Для того чтобы вернее завлечь новообращенных, в первые века было выдумано, будто христианская секта почиталась римлянами и даже самими императорами. Недостаточно было сфабриковать тысячу всяких сочинений, которые приписывались Иисусу Христу, — заставили писать еще и Пилата. Юстин и Тертуллиан цитируют эти записи; они были включены в Никодимово евангелие. Вот несколько мест из первого письма Пилата к Тиберию, — они любопытны.
«Недавно случилось, и я проверил это, что иудеи своей волей навлекли на себя жестокое наказание; их бог обещал послать им с неба своего святого, который станет их законным царем, и, обещав, что он будет сыном девы, бог иудеев послал его на самом деле, когда я был прокуратором Иудеи. Иудейские принципалы донесли мне на него, как на колдуна; я поверил, я приказал его высечь, я отдал им его; они его распяли, они поставили стражей у его могилы; он воскрес на третий день».
Это стариннейшее письмо очень важно, ибо оно показывает, что в то первое время христиане еще не осмеливались воображать, будто Иисус был богом; они называли его только посланцем бога. Если бы он был богом уже в то время. то Пилат, которого они заставили заговорить, сказал бы и это.
Во втором письме он говорит, что если бы он не опасался мятежа, то, может быть, тот благородный иудей был бы еще жив, «fortasse vir ille nobilis viveret» (1). Был сфабрикован и еще один рассказ Пилата, более обстоятельный.
Евсевий из Кесарии в VII книге своей церковной истории уверяет, что женщина, которая страдала кровотечением и была исцелена Иисусом, была жительницей Кесарии; он видел ее статую у ног статуи Иисуса Христа. У подножия статуи растут травы, исцеляющие всякие болезни. Сохранилось письменное прошение этой женщины, которую, как известно, звали Вероникой; в нем она докладывает Ироду о чуде, которое совершил над ней Иисус Христос. Она просит у Ирода разрешения воздвигнуть Иисусу статую, но не в Кесарии. Это очень огорчает Евсевия.
Был распространяем подложный эдикт Тисерия, причислявший Иисуса к богам. Подделывались письма апостола Павла к Сенеке и Сенеки к Павлу. Императоры, философы, апостолы — все были пущены в дело. То была непрерывная цепь обманов, одни вдохновлялись только фанатизмом, другие преследовали политические цели. К числу первых, например, относится составление под именем Иоанна Апокалипсиса, который попросту нелеп; политическим обманом является книга основных законов, приписываемая апостолам. В ней, в главе XXV, кн. II, сказано, чтобы епископы получали десятину и первинки. В этой же книге, в главе XXVI, епископов называют царями: «qui episcopus est hie vester rex et dynastes» (2).
Надлежит, пишется в главе XXVIII, когда сидишь за трапезой (3), отправлять лучшие блюда епископу. Священнику и дьякону полагается двойная порция. Порции епископов с тех пор сильно увеличивались, особенно же — порция римского епископа.
_____________________
1. Быть может, тот знатный муж жил бы (лат.). — Ред.
2. Епископ — он же ваш царь и правитель (лат.). — Ред.
3. Многие христианские общины обвинялись в том, что они превращали эти трапезы в развратнейшие оргии, сопровождаемые таинствами. Следует заметить, что обвиняли друг друга в этом сами христиане. Епифаний убежден, что гностики, бывшие единственной среди христиан ученой общиной, были одновременно и самой бесстыдной. Вот что он говорит о них в своей первой книге против ересей:
«После того, как они проституируют друг с другом, они показывают на свет то, что из них вышло»...
Если отец церкви упрекал христиан в таких мерзостях, то мы не должны почитать безумными клеветниками поклонников Зевса-Юпитера, которые бросали им те же обвинения. Может быть и то, что христиане действительно были виновны в этих гнусностях, но исправились впоследствии, подобно тому как римский двор давно уже ввел у себя приличия вместо мерзкого разврата, в котором он погрязал в течение 500 лет.
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -
8 -
9 -
10 -
11 -
12-
13 -
14 -15 -
16 -
17 -
18 -
19 -
20 -
21 -
22 -
23 -
24
Обсудить на форуме