Сайт о вольномыслии


Важное исследование милорда Болингброка, написанное в конце 1736 г. Вольтер -17-

Римские магистры, раздраженные жалобами народа, могли порой доходить до недостойной жестокости, могли посылать на смерть женщин, хотя это варварство во всяком случае еще не доказано. Но кто упрекнет римлян в излишней суровости, если на их глазах христианин Марцел, центурион, бросает свой воинский пояс и свой командирский жезл посреди римских орлов, крича бунтарским голосом: «Не хочу служить никому, кроме Иисуса Христа, царя предвечного; отрекаюсь от императоров!» В какой армии оставили бы безнаказанной такую опасную дерзость? Я, во всяком случае, не потерпел бы такого, когда был военным министром, и герцог Мальборо поступил бы так же, как я.

Если правда, что Полиевкт в Армении выбрал день, когда в храме приносили благодарность богам за замечательную победу, для того, чтобы опрокинуть статуи и вылить фимиам на землю, то разве не считалось бы это в любой стране преступлением безумца?

Когда дьякон Лаврентий отказывается платить римскому префекту государственные налоги, когда он, обещав принести денег из христианской казны, довольно значительной, приводит вместо этого каких-то бродяг, то разве это не явное оскорбление императора? Разве он не виновен в оскорблении величества? Весьма сомнительно, чтобы была заказана 6-футовая решетка для того, чтобы изжарить Лаврентия, но несомненно, что он заслуживал наказания.

Напыщенный Григорий Нисский восхваляет св. Феодора, которому вздумалось сжечь храм Кибелы в Амасии, подобно тому, как, говорят, Герострат сжег храм Дианы. И еще осмелились сделать святого из этого поджигателя, который, бесспорно, заслуживал жесточайшей казни. Нас заставляют поклоняться тому, что мы караем самой страшной казнью!

Впрочем, все эти мученичества, которые столько писателей переписывало в течение веков, так напоминают золотую легенду, что в самом деле среди них нет ни одной сказки, которая не была бы для нас просто жалка. И прежде всего — сказка о Перпетуе и Фелицате. Перпетуя увидела золотую лестницу, поднимавшуюся до самого неба (Иаков видел всего лишь деревянную лестницу; это подчеркивает превосходство Нового завета). Перпетуя поднимается по лестнице... Она видит в саду высокого белого пастуха, который доит своих овец; он дает ей ложечку простокваши. После трех-четырех подобных видений Перпетую и Фелицату отдают на съедение медведю.

Французский бенедиктинский монах, по имени Рюинар, желая ответить нашему ученому земляку Додвелу, собрал мнимые акты мученичеств, которые он называет «неподдельными актами». Рюинар начинает с мученичества Иакова, брата Иисуса Христа, о котором рассказывает в своей церковной истории Евсевий через 330 лет после этого события.

Не будем упускать из виду, что у Христа были братья — люди. Старший брат был, говорят, очень богомольным иудеем, он продолжал молиться и приносить жертвы в иудейском храме даже после сошествия святого духа; следовательно, он не был христианином. Иудеи называли его Облия Справедливый. Его попросили подняться на возвышение в храме, чтобы объявить, что Иисус был обманщиком, — глупы же были эти иудеи, что обратились к брату Иисуса! Он не преминул объявить с возвышения, что его младший брат — спаситель мира, и был побит камнями.

Что сказать о беседе Игнатия с императором Траяном, который спрашивает его: «Кто ты, нечистый дух?» И о блаженной Симфхроэе, на которую донесли Адриану боги-лары? И о Поликарпе, которого пламя костра не посмело коснуться, но который не смог противостоять острию меча? И о туфле святой мученицы Эпиподы, которая излечила дворянина от лихорадки?
И о св. Касьяне, школьном учителе, которого выпороли ученики? И о св. Потании, которая за то, что не пожелала спать с губернатором Александрии, была опущена на целых три часа в кипящую смолу и вышла оттуда с белейшей и нежнейшей кожей?

И о Пионии, который оставался невредимым и свежим среди пламени и который все-таки умер от пламени, не знаю, каким образом?

И о комедианте Генесте, который стал христианином, играя комедию перед императором Диоклетианом, и которого этот император приговорил к смерти в то самое время, когда он особенно покровительствовал христианам? (1) И о фиванском легионе, посланном с востока на запад, чтобы усмирить мятеж багаудов, который уже был усмирен; и о том, что весь легион был подвергнут мученичеству в то время, как уже никого не мучили, и в таком месте, где нель-зя устроить сражение для 400 человек, — и все это сообщается публике в письменном виде через 200 лет после того, как произошла эта удивительная история?

_________________________


1. Он передразнивал больных, говорят неподдельные акты. «Я очень тяжел», — говорил Генест. «Хочешь, чтобы тебя обтесали?» — «Нет, я хочу, чтобы меня соборовали». Сейчас же два актера соборовали его, и он, не сходя с места, стал христианином. Заметим, что во время Диоклетиана соборование было совершенно неизвестно латинской церкви.


1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 -10 -11 -12-13 -14 -15 -16 -17 -18 -19 -20 -21 -22 -23 -24


Обсудить на форуме

Главная
О сайте

Статьи

  • Теология vs марксизм в современных вузах
  • О вере, атеизме и коммунизме
  • Про пусек
  • Разное

  • О сайте
  • Библиотека

  • Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
  • Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
  • Стихи

  • Безбожники. Ю. Визбор
  • Архив