Сайт о вольномыслии


Важное исследование милорда Болингброка, написанное в конце 1736 г. Вольтер -19-

Слава богу, казней было немного. Язычники были очень далеки от того, чтобы применять к этим бесноватым те жестокости, которые мы так давно применяем друг к другу. Похоже на то, что паписты сфабриковали столько мнимых мученичеств в первые века, чтобы оправдать избиения, которыми запятнала себя их церковь.

Сильнейшим доказательством того, что больших гонений против первых христиан никогда не было, является постоянное открытое существование в Александрии — в центре, в главном городе этой секты — школы христианства, подобной Аикею, Портику и Академии в Афинах. Там сменился целый ряд учителей христиан. Пантен открыто наследовал Марку, которого несколько неуместно приняли за Мар- ка-апостола. После Пантена пришел Климент Александрийский, кафедру которого затем занял Ориген, оставивший кучу учеников. Пока они ограничивались спорами о мелочах, они пребывали в мире; когда они поднялись против законов и полиции, их стали наказывать. В особенности укрощали их в царствование Деция; Ориген был даже посажен в тюрьму. Киприан, епископ Карфагенский, не скрывает того, что христиане сами навлекли на себя эти преследования. «Каждый из них, — говорит он в своей книжке, — гоняется за благами и почестями с ненасытной жадностью. Епископы не имеют веры, женщины — целомудрия; мошенничество царит везде; клянутся, клятвопреступничают; вражда разделяет христиан; епископы покидают свои кафедры ради ярмарок, чтобы обогащаться торговлей; словом, мы нравимся только самим себе и не нравимся всему миру».Неудивительно, что эта христиане вступали в жестокие ссоры с защитниками государственной религии, что вопросы выгоды тоже имели значение в этих ссорах, что они часто вызывали серьезные волнения и, наконец, навлекали на себя преследования. Знаменитый юрист Ульпиан считал христианскую секту очень опасной партией, которая сможет содействовать разрушению государства; в этом он нисколько не ошибался.

Глава 28

О чудесах


После восточных чудес Ветхого завета; после того, как в Новом бог, унесенный дьяволом на гору, спускается с нее, чтобы превратить кувшины воды в кувшины вина; после того, как он иссушил смоковницу зато, что на этой смоковнице не было смокв в конце зимы; после того, как он вселил бесов в тела 2 тысяч свиней, после того, одним словом, как люди увидели все эти чудесные деяния, нет ничего удивительного, что им стали подражать.

Петр-Симон Бар-Иона очень хорошо сделал, воскресив швею Дорку-Тавифу; это самое меньшее, что можно было сделать для девушки, которая бесплатно чинила туники верующих. Но я не могу простить Симону-Петру Бар-Ионе того, что он заставил скоропостижно умереть Ананию и его жену Сапфиру, двух добрых людей, которые якобы были настолько глупы, что отдали все свое имение апостолам. Преступление их заключалось в том, что они оставили себе самое необходимое.

О, Петр! О, бескорыстные апостолы! Как? Вы уже убеждаете ваших последователей отдать вам свое имущество! По какому же праву вы похищаете состояние целой семьи? Вот он, первый пример вымогательства, свойственного вашей секте, и самого предосудительного вымогательства! Приезжайте-ка в Лондон, чтобы сделать такую манипуляцию, и вы увидите, не заставят ли вас потомки Сапфиры и Анании изрыгнуть награбленное и оставит ли вас безнаказанными лорд-канцлер. — Но ведь они отдали свои деньга добровольно! — Но ведь вы соблазнили их, чтобы обобрать их по доброй воле. — Они кое-что оставили себе! — Подлые похитители, вы смеете вменять им в преступление, что они оставили себе ровно столько, чтобы не умереть с голоду! — Они солгали, говорите вы. — А разве они были обязаны сказать вам свою тайну? Если мошенник спросит меня: есть у вас деньги? — я прекрасно сделаю, если отвечу: нет! Словом, вот самое отвратительное чудо, которое только встречается во всей легенде о чудесах. Ни одно из тех, что были совершены впоследствии, не приближается к этому; и если бы все это было правдой, то это была бы самая омерзительная правда.

Сладостно иметь способности к языкам; все отцы церкви имели эти способности. Величайшее из доказательств, которыми мы располагаем, это то, что Августин никогда не знал древнееврейского и очень плохо знал древнегреческий.

Мы уже видели все прекрасные чудеса мучеников, которые в качестве последнего чуда давали отрубить себе голову. Ориген, правда, в своей первой книге против Цельса, говорит, что христиане имеют видения, но не осмеливается утверждать, что они воскрешают мертвых.

1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 -10 -11 -12-13 -14 -15 -16 -17 -18 -19 -20 -21 -22 -23 -24


Обсудить на форуме

Главная
О сайте

Статьи

  • Теология vs марксизм в современных вузах
  • О вере, атеизме и коммунизме
  • Про пусек
  • Разное

  • О сайте
  • Библиотека

  • Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
  • Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
  • Стихи

  • Безбожники. Ю. Визбор
  • Архив