Сайт о вольномыслии


Важное исследование милорда Болингброка, написанное в конце 1736 г. Вольтер -23-

Сколько я, лет 40 тому назад, видел в Италии убийств, совершенных священниками! Скажу не преувеличивая: редко выдавался день, чтобы какой-нибудь корсиканский священник, отслужив обедню, не отправлялся с аркебузом подстрелить из-за куста своего врага или соперника. Если убитый еще дышал, священник предлагал исповедать его и дать отпущение грехов. Совершенно так же те, кого папа Александр VI приказывал убить, чтобы самому завладеть их имуществом, просили у него unam indulgentiam in articulo mortis (1).

Я вчера прочел то, что в наших курсах истории рассказывается об одном Льежском епископе, жившем во времена нашего Генриха V. Этого епископа называли не иначе, как Иоанн Безжалостный. У него был священник, служивший ему палачом. Использовав его для распарывания животов, повешения и колесования более 2 тысяч человек, епископ повесил его самого.

Что сказать об архиепископе Упсальском, по имени Тролле, который по соглашению с датским королем Христианом II приказал перебить на своих глазах 90 сенаторов и отдал город Стокгольм на разграбление, держа в руках папскую буллу?

Нет такого христианского государства, где бы священники не устраивали подобных зрелищ.

Мне скажут, что я говорю только о преступлениях церковников и обхожу молчанием преступления мирян. Это потому, что мерзости священников, в особенности папистских священников, составляют особенно резкий контраст с тем, чему они учат народ; это потому, что к куче своих преступлений они присоединяют одно, не менее ужасное, если это только возможно: лицемерие; это потому, что чем чище должны быть их нравы, тем более они виновны. Они оскорбляют род человеческий, они убеждают дураков погребать себя заживо в монастырях, они проповедуют пострижение, они прописывают постное масло, а прямо из церкви идут наслаждаться сладострастием или убийствами. Так и управлялась церковь со времен неистовств Афанасия и Ария и до наших дней.

Скажите мне с той же откровенностью, с какой объясняюсь я: возможно ли, чтобы хоть одно из этих чудовищ верило в те наглые догмы, которые оно проповедовало? Был ли хоть один папа, который, имея немного здравого смысла, верил бы в воплощение бога, в смерть бога, в воскресение бога, в триединство бога, в пресуществление муки в бога и во все эти отвратительные химеры, поставившие христиан ниже скотов? Конечно, они ни во что подобное не верили. И так как они почувствовали страшную нелепость христианства, они вообразили, что бога нет совсем. Вот откуда произошли все гнусности, которыми они себя загрязнили. Остерегайтесь!

Нелепость христианских догм плодит атеистов.

Заключение


Из всего этого я делаю вывод, что каждый разумный человек, каждый порядочный человек должен ненавидеть христианскую секту. Великое имя теиста, к которому люди до сих пор не относятся с достаточным уважением (2), — единственное имя, которое следует принять. Единственное евангелие, которое следует читать, — это великая книга природы, написанная рукой бога и запечатанная его печатью. Единственная религия, которую следует исповедовать, — это поклоняться богу и быть порядочным человеком. Столь же невозможно, чтобы эта чистая и вечная религия породила какое-либо зло, сколь невозможно, чтобы христианский фанатизм его не делал.

Никто не сможет заставить естественную религию сказать: «Не мир я принес, но меч!», в то время, как это первое исповедание веры, которое вкладывают в уста иудея, называемого Христом.


Люди слепы и несчастны, предпочитая абсурдную, кровавую секту, поддерживаемую палачами и окруженную кострами; секту, которую могут одобрять только те, кому она дает власть и богатство; частную секту, которая принята только в небольшой части мира, предпочитая ее простой и универсальной религии, которая, по признанию самих поклонников креста, была религией всего человеческого рода во времена Сифа, Эноха и Ноя. Если религия первых патриархов истинна, то, конечно, секта христиан ложна. Государи подчинились этой секте, полагая, что они станут любезнее своим народам, если тоже взвалят на себя ярмо, которое те несли; Они не заметили, что таким образом становились первыми рабами священников, и до сих пор в половине Европы им не удалось стать самостоятельными.

И, скажите мне, какой король, какой государственный деятель, какой отец семейства не предпочтет быть хозяином у себя дома, нежели рабом священника?

Как! Неужели же бесчисленное количество замученных, отлученных от церкви, обреченных на нищенство, убитых, выброшенных на свалку граждан, множество низложенных и убитых государей до сих пор не открыло людям глаза? И неужели, если глаза людей приоткроются, этот зловещий идол все еще не будет сброшен с пьедестала?

___________________________________

1. Индульгенцию в смертный час. – Ред.
2. Эти слова взяты из характеристик лорда Шефтсбери.


1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 -10 -11 -12-13 -14 -15 -16 -17 -18 -19 -20 -21 -22 -23 -24


Обсудить на форуме

Главная
О сайте

Статьи

  • Теология vs марксизм в современных вузах
  • О вере, атеизме и коммунизме
  • Про пусек
  • Разное

  • О сайте
  • Библиотека

  • Обед у графе Де Буленвилье. Вольтер
  • Важное исследование милорда Болингброка... Вольтер
  • Стихи

  • Безбожники. Ю. Визбор
  • Архив